Для христианства Воплощение

Вернемся к обозрению общей проблемы роли самого понятия предопределения, рассматривая ее предварительно в круге близких понятий. Этих понятий два — свобода воли и Воплощение. Схематически, исключительно для концентрации внимания на возможных связях этих понятий, они могут быть изображены вместе с указанием совместных связей.

Для христианства Воплощение как ведущее в нем понятие и даже как догмат неоспоримо. Если отказаться от Воплощения, то из христианства философски и теоретически может что-то еще получиться, но это уже не будет христианством.

Понятие и понимание «Предопределения» естественно (или, с некоторых отвлеченных позиций, эмоционально) вытекает из представления Бога как «всемогущего» существа, для которого из этого всемогущества вытекает абсолютное предвидение всех деталей для явлений сотворенного мира и, как следствие, весь жизненный путь и посмертные последствия для любого человека этого мира.

Но последующая логика и основанные на ней рассуждения привели религиозных мыслителей в XV — XVI в. к обескураживающим выводам. Если жизненный путь и посмертные последствия для человека предопределены Богом до рождения этого человека и даже до создания Богом этого мира, то исчезает всякое вразумительное основание для Воплощения! Если Бог своим решением «еще до основания мира избрал для спасения» одних людей, а других — тем же решением — присудил к вечной смерти, то никакого смысла в Воплощении Бога в нашем земном мире уже нет.

Решение Им уже принято и никаким Своим явлением в земном мире Он уже ничего не меняет.

 
 

Статьи раздела Человек и христианство

 
 

Поделитесь с друзьями!