Единственной общей рекомендацией

Подобный атеизм имел серьезное методологическое основание в мировоззрениях своего времени, поскольку никакого устойчивого (тем более догматического) толкования влияния многочисленных богов на события материального мира и на человека не было в принципе. Хотя языческие боги и были в какой-то мере специализированы на отдельных сферах явлений, эта специализация никогда не признавалась абсолютной.

Поэтому, согласно античным воззрениям, благоприятно содействовать конкретному человеку мог любой из богов и любой из них так или иначе мог разгневаться на него. Никаких более-менее убедительных советов, как заручиться поддержкой или расположением отдельного бога, языческая религия дать не могла.

Единственной общей рекомендацией был призыв приносить жертвы на алтарях всем тем богам, от которых можно было ждать недовольства или обиды. Но поскольку число языческих богов в развитых античных обществах стало исчисляться сотнями, то никаких человеческих усилий уже в принципе оказывалось недостаточно, чтобы умилостивить их всех. Более того, можно было ожидать, что те языческие боги, которым не досталось жертвоприношений, затаят обиду и постараются отомстить.

Таким образом, сама многочисленность языческих богов делала принципиально невыполнимой стратегию умилостивить их и практически малоэффективными, если не бессмысленными, религиозные действия, направленные на взаимодействия с ними.

Конечно, к таким выводам приходили только более ясно и связно мыслящие люди, но подобные выводы оказывались методологически естественными и психологически целесообразными.

 
 

Статьи раздела Человек и христианство

 
 

Поделитесь с друзьями!