Ловушка была создана предложенным осознанием

Секуляризация вещи состояла в утрате ею всех свойств церковного имущества и переходе в светские руки. Но внутренняя причина указанного распада, кроме множественных частных властных или корыстных интересов, состояла в философской ловушке, заложенной учением Августина. Эта ловушка была создана предложенным им осознанием места человека в картине мироздания.

Сила эмоционального убеждения Августина, убедительность его аргументов для авторитарного сознания людей средневековой и новой Европы были настолько велики, что не только не сумели найти себе достойного возражения, но сковали богословскую, да и просто человеческую мысль Европы в тисках почти нестерпимого самоуничижения. Но если бы последствия ограничивались только этим... Учение Августина было положено в самый центр идеологической борьбы протестантства с католичеством.

Все ортодоксальные церкви (восточно-православная, католическая, монофизитские и т. д. ) принимали «по букве» решающую роль «воли Божией» и божественной Благодати в «Спасении» христианина.

Но, в то же время, в какой-то форме были вынуждены признавать и свободу воли в человеке, поскольку отказ от последней оказывался равносильной отказу от роли церкви в Спасении человека. Оказывалось, что только категорическое личное решение об отсутствии свободы воли у человека может убедить его в бесполезности церкви в указанном выше смысле.

И, наоборот, приняв в сколь угодно ограниченном виде личное решение о хотя бы эпизодическом проявлении свободы воли, человек неизбежно приходил к выводу о личной целесообразности обращения к Церкви, видимо созданной на земле не только волею Христа, но и трудами апостолов.

 
 

Статьи раздела Человек и христианство

 
 

Поделитесь с друзьями!