Метафизическое «пространство» вне Бога

Позиция, которая может показаться не совсем безопасной по своим психологическим и социологическим последствиям, если помыслить, что некоторое метафизическое «пространство» вне Бога достаточно широко. Последнее не было очевидным в далеких IV — V веках христианской эры, но уже тогда вызвало местами неприятие, местами интуитивную нерешительность в принятии такой категоричной точки зрения.

Следует обратить внимание на то, что именно восточная христи-анская мысль, которая позже будет оформлена как восточное пра-вославие, осторожно отстранилась от категоричности формулировок Августина. Это отчетливым образом подчеркивается тем, что восточное православие причисляет Августина к категории «блаженных», куда относит обычно юродивых, но не относит к наиболее высокой среди людей категории «святых». Поэтому до сих пор в православной традиции Аврелия Августина называют блаж.

Августином, в то время как римско-католическая церковь именует его св.

Августином.

Более того, в работах последнего из широко известных религиозных мыслителей средневекового православия, Григория Паламы, многократно встречается очень характерное заявление: «Бог создал нас свободными.

 
 

Статьи раздела Человек и христианство

 
 

Поделитесь с друзьями!