Обозревая приведенные рассуждения

С другой стороны, попытка опереться исключительно на понятие свободы воли была сделана почти одновременно с трудами А. Августина и вскоре была осуждена римской церковью. Эта попытка в известной ее форме связывается с именем Пелагия. Обозревая приведенные рассуждения и выводы, проделанные до нас, непосредственно видим, что взятие в качестве непреложной основы — как догмата — предопределения логически вынужденно влечет вывод о бессмысленности и ненужности Воплощения.

Аналогичным образом, принятие в качестве принципиальной основы убеждения о полной свободе воли человека также приводит к выводу о ненужности и бесполезности Воплощения. Отказ от использования в качестве основы рассуждений свободы воли был осознан и принят еще по время дискуссий по поводу учения Пелагия.

Но на аналогичные выводы после последовательного осмысления последствий учения Августина решились только в XVI — XVII веках, и они оказывались настолько обескураживающими, что большинство христианских мыслителей Западной Европы не только не сумели найти какое-нибудь удовлетворительное решение, но, по существу, стали сторониться самих последовательностей таких рассуждений.

 
 

Статьи раздела Человек и христианство

 
 

Поделитесь с друзьями!