Простые модели мироздания

Более того, в большинстве предшествующих эпох таким периодам отвечает устойчивость социального существования только отдельных и достаточно четко выделяемых частей социума.

В обществах с явной или даже неявной классово-социальной структурой только та часть общества, которую условно чаще всего называли «образованные люди», полностью попадала в данную мировоззренческую категорию. В социально более низких социальных слоях (в смысле социальной зависимости и подчиненности) гарантированность свободы деятельности, экономической самостоятельности и вытекающей из них свободы личности фактически отсутствовали или были неполными. Поэтому простые модели мироздания в значительной степени не соответствовали принципу обусловленности мира простыми правилами, обеспечивающими устойчивое существование.

Интересно отметить, что и люди в верхней части социальной структуры общества оказывались в состоянии ожесточенной борьбы за позиции в верхних эшелонах власти, и проигрыш в этой игре обозначал нередко и полное социальное крушении и даже физическое уничтожение.

Поэтому неудивительно, что люди на вершине власти всегда тяготели к мистике, предсказателям и т. п. даже в большей мере, чем представители других социальных групп.

В качестве примеров можно вспомнить мистические увлечения российских императоров Павла, Александра I, Николая II.

 
 

Статьи раздела Человек и христианство

 
 

Поделитесь с друзьями!