С идеологической точки зрения

Кроме того, «пробивную» функцию протестантизма можно увидеть в его совместимости с первыми научными теориями атомизма в европейской науке. Дело в том, что Тридентский собор (1545— 1563 гг. ), собранный для решения назревших проблем в католической церкви, в попытках борьбы с нарастающим протестантским движением принял в качестве догмата утверждение о «пресуществления» (tгanssubstаntiatio).

Этот догмат постулировал обращение вина и хлеба во время главного христианского таинства — Евхаристии — в «кровь и плоть Христа».

В соответствии с представлением своего времени это обращение понималось как материальное превращение (как это ни кажется достаточно странным и для некоторых даже диким теперь).

С идеологической точки зрения этот догмат был попыткой отвергнуть авторитетом собрания лучших представителей западноевропейского христианства скептическое отношение к этому таинству со стороны критически настроенных людей, и особенно среди людей, в какой-то мере близких к протестантам. Таким образом, сам этот догмат, на самом деле, оказался следствием воздействия на католическую церковь нарастающего антикатолического движения в Западной Европе — как результат интеллектуальных усилий противопоставить этому давлению идейную преграду. Но принятый в указанной форме догмат оказывался в логическом противоречии с античной по происхождению идеей о неделимых атомах материи.

Дело в том, что детализация догмата о пресуществлении утверждала, что причащение обращенных указанным образом вина и хлеба по своим магическим (таинственным) действиям не зависит от принятого (поглощенного) человеком объема этих обрядовых объектов.

 
 

Статьи раздела Человек и христианство

 
 

Поделитесь с друзьями!