Субъект соглашения между Богом

Таким образом, можно достаточно уверенно утверждать, что воздействие Воплощения заключается не столько в спасении отдельных человеческих душ, сколько в божественно существенной переделке человечества путем внутреннего преобразования части людей в некоторых более совершенных существ.

При этом индивидуальный аспект совершенствования человека и его определяющее влияние на посмертную судьбу не только не отрицается, но, безусловно, признается. Дальнейшее рассмотрение человечества в качестве субъекта соглашения между ним и Богом, инициированного и утвержденного Богом, ставит дополнительные вопросы и некоторые принципиальные проблемы.

Когда непосредственным объектом воздействия Бога оказывается не отдельный человек, то возникает вопрос, на какой момент развертывания человечества во времени приходится конкретное воздействие, провозглашенное частью канонизированного текста. Примером такого конкретного воздействия могут быть слова Иисуса Христа: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас».

Буквальное использование этого текста адресует его к фарисеям первого века, с которыми непосредственно не раз разговаривал сам Иисус. Но уже этот текст упоминает «фарисеев» в их отсутствие. (Перед цитированными словами в том же тексте читаем: «Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их» ).

 
 

Статьи раздела Человек и христианство

 
 

Поделитесь с друзьями!