Свои умозаключения

Лишь в конце IV в. христианский мыслитель Аврелий Августин (епископ Гиппонский) со всей страстностью своей выдающейся личности попытался решить для себя, а как следствие, и для своих последователей указанную проблему предопределения. Свои умозаключения Августин строил на страстной убежденности, что единственным источником блага является Бог и все, что исходит не от Него, есть грех.

Такая трактовка невольно смешивала интуитивные понятия Зла и греха. Тем самым философски разделялись в плане христианском Добро и Зло, первое — от Бога, второе — вне Бога. Но этими построениями учение Августина не оканчивалось.

Он пытался решить вопрос о роли человека в картине мира с декларированными им позициями Добра и Зла. Напомним, что формирование Августина как мыслящей личности происходило под существенным влиянием манихейства, активным сторонником которого он был первые 10 лет свой взрослой сознательной жизни.

Нетрудно заметить, что те или иные последствия этого учения видны и в его последующих философских построениях.

Действительно, именно он резко и решительно разделяет в своем понимании и учении христианства понимание Добра и Зла. Хотя он и определяет их через Бога, но у него получается, что Бог — это только благо (добро), а что вне его — грех (зло).

Таким образом, классическое противопоставление Добра и Зла у Августина переопределяется как «у Бога и через Бога» и «вне Бога».

 
 

Статьи раздела Человек и христианство

 
 

Поделитесь с друзьями!