Функция религиозной апологетики

Выполняя функцию религиозной апологетики, диссертации по основному богословию пытаются доказать бытие бога, существование сверхъестественного мира, чудеса, личное бессмертие человека и т. п. Курсовое сочинение В. Пушкаря «Доказательства бытия божия и бессмертня души в философской системе Канта и их анализ на основе христианского мировоззрения» (1968 г.) признает вопреки вековой официальной традиции необходимость и полезность рациональных доказательств существования бога. Автор работы «Вера и разум в религиозном познании» (1968 г.) П. Москалионов выступает за «сотрудничество» веры и знания: «Процесс познания должен быть синтетическим, где вера и разум неразрывно связаны друг с другом на основе деятельности, благочестивой жизни при вспомоществовании благодати божией» . За «разумный» характер религиозной веры ратует и Г. Сибирев в сочинении «Учение о промысле божием в освещении русских богословов-апологетов».

В работах по догматическому богословию (58 исследований) влияние современности чувствуется несколько меньше. Здесь выше процент исторических работ о богословах-догматистах прошлого — Димитрии Ростовском, митрополите Платоне (Левшине), митрополите Филарете (Дроздове) и др. Примером раскрытия догматов в духе времени может служить курсовое сочинение Л. Гайдукевича «Проявление в мире промысла божия» (1956 г), где данными наук о строении вещества «доказываются» «действия премудрости и благости божией».

 
 

Поделитесь с друзьями!