Либеральная буржуазия в модернизированной религии

«Русской буржуазии в ее контрреволюционных целях, — отмечал В. И. Ленин,— понадобилось оживить религию, поднять спрос на религию, сочинить религию, привить народу или по-новому укрепить в народе религию». 

Перепуганная ростом освободительного движения, либеральная буржуазия в модернизированной религии видела противоядие для марксистской теории классовой борьбы, диктатуры пролетариата.

В кругах буржуазной интеллигенции к началу XX в. сформировалась группа «неохристианства» или так называемого нового религиозного сознания, в которую входили Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Д. С. Мережковский, В.  В. Розанов, Д. Д. Философов и др. В основе ее воззрений была философия В. С. Соловьева, а также неокантианство с его стремлением примирить философию и религию, разграничить сферы действия науки и веры.

При поддержке синода и петербургского митрополита группа в ноябре 1901 г. организовала в столице «Религиозно-философские собрания», ставившие своей задачей сблизить интеллигентское богоискательство с церковью. Вскоре аналогичное общество образовалось в Москве, где особенно активно действовали В. Ф. Эрн и С. Н. Булгаков. При Киевском университете начал работать религиозно-философский кружок, руководителем которого был профессор богословия П. Я. Светлов. Один из первых рефератов прочел В. В. Зеньковский, впоследствии известный православный

богослов.

 
 

Поделитесь с друзьями!