Оглупление народа религиозным дурманом

Анализируя прения в III Государственной думе по вопросу о смете синода, В. И. Ленин отмечал стремление «культурного капитала» организовать оглупление народа религиозным дурманом более тонко, чем это практиковал живущий в старине рядовой российский «батюшка»: «Полицейская религия уже недостаточна для оглупления масс, давайте нам религию более культурную, обновленную, более ловкую, способную действовать в самоуправляющемся приходе, — вот чего требует капитал от самодержавия» К

Выражая в религиозной форме интересы и чаяния русского буржуазного либерализма, внецерковное и церковное православное реформаторство в целом было столь же нерешительно и непоследовательно, как нерешительна и непоследовательна была либеральная буржуазия царской России. С нарастанием освободительного движения, революционной борьбы рабочего класса она все более утрачивала свою оппозиционность по отношению к царизму, вступала в прямую сделку с ним, скатывалась в лагерь контрреволюции.

Предвестники православно-церковного обновления —

А.   С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков и другие примыкавшие к ним участники славянофильского кружка 30—50-х годов XIX в.

Славянофильство — сложное и противоречивое явление в истории русской общественной мысли, оказавшее значительное влияние на последующие идейные течения в нашей стране.

 
 

Поделитесь с друзьями!