«Почвеннические» взгляды Ф. М. Достоевского

Разновидностью позднего славянофильства были «почвеннические» взгляды Ф. М. Достоевского, славянофильские идеи звучат и в религиозно-философских построениях В.     С. Соловьева.

Чрезвычайно противоречива идейно-художественная платформа Ф. М. Достоевского, в творчестве которого религиозные сюжеты переплетались с сильными атеистическими тенденциями. Великий писатель, гениально отобразивший целую эпоху пореформенного развития России, отдал большую дань религиозно-этическим мотивам, став одним из первых идеологов русского «христианского социализма». Гуманизм, сочувствие к судьбе простого человека уживались у него с осуждением революции, консерватизмом, мистикой.

Религиозные симпатии Ф. М. Достоевского при всей его поддержке православия и дружбе с обер-прокурором синода К. П. Победоносцевым не укладываются в строгие церковно-ортодоксальные рамки. «В Достоевском, — утверждает историк и теоретик обновленческого раскола Б. В. Титлинов, — обозначился огромный рост критического религиозного и церковного сознания. Творчество Достоевского захватило такие религиозные глубины, дальше которых не могла бы пойти никакая реформация, никакая религиозная революция. Достоевский поставил верующую мысль над бездной и дал заглянуть ей во все чертоги веры и во все «безумие» неверия».

 
 

Поделитесь с друзьями!