Предмет умственного признания и обрядового почитания

«Она была только предметом их (византийцев) умственного признания и обрядового почитания, а не движущим началом жизни»Между тем христианский идеал, по мнению В. С. Соловьева, должен осуществляться в человеческом обществе во всех отношениях. Нет той сферы личной и общественной жизни, которая могла бы оставаться посторонней и чуждой церкви: ей должен принадлежать весь человек. «Соловьев хочет безграничного господства религии над жизнью человека. По той же причине он требует и безграничного владычества церкви»2. Унаследованная от славянофилов мысль о церкви как «организме истины и любви», осуществляющем цельность жизни, получает в творчестве В. С. Соловьева свое дальнейшее развитие.

Центральным пунктом религиозно-мистической концепции В. С. Соловьева является реакционная идея теократии, означающая царство божье в его земном осуществлении. Согласно этой социальной утопии, весь мир должен стать царством Христовым, которому надлежит осуществиться не только на небе, но и на земле. Для этого церковь должна явиться на землю как всемирная организация. Всеобщий раздор, взаимная ненависть, хаос в человеческой жизни, по В. С. Соловьеву, — следствие разделения церквей. Преображение человечества возможно, когда народы станут «единым стадом Христовым», войдут в единую обновленную христианскую церковь.

 
 

Поделитесь с друзьями!