Религиозные искания славянофилов

Религиозные искания славянофилов и Ф. М. Достоевского получили свое развитие в трудах крупного представителя идеалистической философии в России В. С Соловьева. Оговариваясь, что не все в его философских и религиозных взглядах является характерным для православия, богослов А. В. Ведерников подчеркивает, что «философская значительность В. Соловьева как религиозного мыслителя, не может быть, конечно, оспариваема. Не подлежит сомнению также и факт решающего влияния его на развитие русской религиозно-философской мысли начала XX столетия». Значительно воздействие идей В.  С. Соловьева и на современную православно-церковную мысль.

Поставив своей задачей «оправдать веру отцов», философ-идеалист стремился реформировать христианство, чтобы преодолеть его исторические недостатки и на его основе преобразовать человеческую жизнь.

Он критиковал современное ему состояние религии и считал, что люди, ее отвергающие, правы, поскольку она «в действительности является не тем, чем она должна быть». «Современная религия, — говорил В. С. Соловьев, — есть вещь очень жалкая, — собственно говоря религии, как господствующего начала, как центра духовного тяготения, нет совсем, а есть вместо этого так называемая религиозность, как личное настроение, как личный вкус: одни имеют этот вкус, другие нет, как одни любят музыку, другие — нет». Вместо того чтобы быть «всем во всем», она прячется «в очень маленький и очень далекий уголок» внутреннего мира человека.

 
 

Поделитесь с друзьями!