Рукописи, распространяемые в среде духовенства

Источниками по современному православию являются и различного рода рукописи, распространяемые в среде духовенства и актива верующих.

Апология православия в условиях социалистического

общества — центральный пункт рукописных трактатов. В таких работах, как анонимная рукопись «Вопросы религии» (1954 г.) или рукопись А. Ф. Шишкина «Причины современного неверия» (1960 г.), «доказывается» неистребимость и благотворность религии, которую-де «нельзя заменить ни философией, ни наукой, ни искусством и тем более экономическими интересами и выгодами» Кроме теоретических доводов в пользу необходимости религии, пускаются в ход и практические «свидетельства». Речь идет о своеобразных жизнеописаниях лиц, обратившихся в православие и «почувствовавших» положительное влияние его на свою жизнь. Одним из таких жизнеописаний является рукопись В. Шаврова «Весенние мысли и воспоминания» (1959 г.).

В середине 50-х годов появились три трактата, посвященных вопросу о взаимоотношении науки и религии: обширные работы А. А. Ламишнина «Наука и религиозное миропонимание» (1955 г.) и архиепископа Крымского и Симферопольского Луки  «О духе, душе и теле» (1955—1957 гг.) и небольшая, но претендующая на всесторонность рукопись «Религия и наука» (1957 г.). В них провозглашалась непротиворечивость веры и знания, содержалась развернутая попытка интерпретировать достижения современного естествознания с позиций православного христианства.

 
 

Поделитесь с друзьями!