Выход из  кризиса

Выход из этого кризиса В. С. Соловьев находит в освобождении христианства от традиционно-догматической формы и в перестройке его на философский лад. Эта перестройка тем более нужна, что кризис испытывает не только религия, но и философия, «прежде всего западная, в силу своей приверженности «отвлеченным началам»: оторванной от религиозной веры рассудочности, рационализму, эмпиризму и т. д. В. С. Соловьев «подверг критике материализм, атеизм, материалистический сенсуализм, идеалистический рационализм (как идейные течения, возвышающие человеческую мысль. Следуя «философии откровения» Шеллинга, а также учению А. С. Хомякова и И. В. Киреевского, он предлагает воссоздать философию на религиозно-мистической базе как «метафизику христианства». «Опираясь, с одной стороны, на данные положительной науки, эта философия, с другой стороны, подает руку религии. Осуществление этого универсального синтеза науки, философии и религии должно быть высшей целью и последним результатом умственного развития».

Обновлению подлежит не только религия, но и церковь. В трудах В. С. Соловьева содержится критика русской православной церкви, ее прошлого и настоящего.

Русской церкви, отмечается в статье «Византизм и Россия», свойственно противоречие, которое погубило Византию, — противоречие между словесным исповеданием истины и ее отрицанием на деле.

 
 

Поделитесь с друзьями!