Наполеон на церковь

Однако в дальнейшем по мере укрепления правого, контрреволюционного крыла буржуазии происходит возврат к старым, испытанным методам подчинения народных масс, и христианство вновь становится в буржуазной Франции и во всей Европе на службу правящим классам. Как писал Е. В. Тарле, «Наполеон на церковь в точном смысле этого слова смотрел как на удобное полицейскодуховное орудие, помогающее управлять народными массами, в частности католическая церковь, с его точки зрения, была бы особенно удобна в этом отношении... ». Поэтому он вначале заигрывал с нею, а затем сумел поставить ее себе на службу, заключив конкордат и переведя папуПия VII из Рима в Савон, а затем в Фонтенбло, где Пий VII находился в качестве пленника вплоть до отречения Наполеона в 1814 году. Продолжалось дальнейшее укрепление союза буржуазии и религии также в Англии.

В религии, как писал Ф. Энгельс, английский купец или фабрикант открыл «средство для того, чтобы обрабатывать сознание своих естественных подданных и делать их послушными приказам хозяев, которых поставил над ними неисповедимый промысл божий.

Короче говоря, английский буржуа с этого времени стал соучастником в подавлении «низших сословий» — огромной производящей народной массы,— и одним из применявшихся в этих целях средств было влияние религии».

 
 

Поделитесь с друзьями!