Одновременно предпринимались попытки

Смысл опубликования энциклики «Рерум новарум» и других церковных документов заключался в том, чтобы дать идейное обоснование борьбе против социализма, поддержке основ капиталистической системы, союзу церкви с правящими классами буржуазного общества. Но одновременно предпринимались попытки воздействовать непосредственно на рабочий класс, внедрить в его массы клерикальную идеологию, спекулируя на популярности в его среде социалистических взглядов. В результате появился так называемый христианский социализм, который Маркс и Энгельс в «Манифесте Коммунистической партии» назвали «поповским социализмом», подчеркнув, что он «идет рука об руку с феодальным».

Христианский социализм, или же, как он стал называться в конце XIX — начале XX века, социальное христианство, с самого начала был направлен против всякой революционности. Его возникновение относится к первой половине XIX века и связано со стремлением церкви подчинить себе нарождавшееся пролетарское движение.

Уже первые христианские социалисты — Ф. Ламенне и Ж. Бюше во Франции, В. Э. Кеттелер и А. Штёккер в Германии, Ф. Моррис и Ч. Кингсли в Англии, X. Баль мес в Испании и другие — обращались к пролетариату, но призывали его к умеренности и рекомендовали искать решение всех вопросов в церкви.

Хотя это течение проявляло благонамеренность в отношении буржуазии (ряд его видных представителей выступил против парижских коммунаров и революционного рабочего движения), тем не менее время от времени высшее духовенство подвергало критике отдельных деятелей социального христианства, считая, что они заходят слишком далеко в стремлении привлечь на свою сторону рабочих при помощи лозунгов и методов, которые могут обернуться против буржуазии.

 
 

Поделитесь с друзьями!