Антирелигиозные частушки и стихи

«После 12-ти ожидали прихода попа с иконами. Уж несколько лет в нашем доме иконы принимаются только по пасхам. Второй год мать не святила ни куличей, ни пасхи. Да и не знаю, верила ли она в бога. Если и верила, то очень плохо, по крайней мере, весьма плохо отзывалась об обрядах, а еще хуже о священниках. В пропаганде против попов мать могла смело поспорить с любым антирелигиозником. Несмотря на все это, у матери была некоторая жилка воспитания деревни, это «что скажут люди». И сейчас она говорила: «Разве я принимаю для себя? Просто не хочется разговоров». По свидетельству К. А. Полякова, часть жителей д. Цепелево демонстративно заперла ворота перед приходом священника, другие сделали вид, что их нет дома. В д. Жохово «еще до пасхи попу было предложено, чтобы он не ходил в эту деревню со своей псаломщицей. Поп не послушал и пришел. Псаломщицу ребятишки закидали снегом, да и попу досталось».

Широкое распространение получили в этот период антирелигиозные частушки и стихи. Повсеместно распевались частушки о блудливом попе («Поп кадил кадилою, сам смотрел на милую»), попе-пьянице, о святых — гуляках и пропойцах («Все святые загулялись, видно, бога дома нет», «Все святые пропилися»). Фигуры попа и попадьи подавались в ироническом, юмористическом плане.

 
 

Поделитесь с друзьями!