Престол и ныне там

img_99fe478d1222361c5c01fe1ccaaff758

На этой неделе в Музеях Кремля проходит очень интересная выставка, посвященная главной церемонии русской монархии – венчанию на царствование. В ретроспективе представлены материалы, относящиеся к коронации великих русских самодержцев, начиная с Ивана Грозного и заканчивая Николаем Вторым.

Основным документом, на который опирались создатели данной экспозиции, стал государственный протокол. Документ это достаточно скудный, и тем не менее авторам проекта удалось выжать из него по-максимуму. История коронации русских царей рассказывает не только о том непродолжительном времени, который монарх проводил в Успенском соборе, и не только о государственных регалиях. Но и многоуровневой подготовке, которая велась непосредственно перед коронацией в стране. Сегодня она кажется вполне сопоставимой с каким-нибудь международным событием, на подобии Олимпийских игр. Это было полноценное многодневное празднество, которое проходило во всех уголках России-матушки.

А прошлом власти не ограничивались простым напоминанием народу о предстоящем событии в газетах. По городам и селам в соответствии со средневековыми обычаями пускали гонцов, которые в пышных одеяниях, под звуки фанфар зачитывали на площадях торжественные грамоты. Оглашение коронации сопровождалось многочисленными представлениями, балами, иллюминациями, фейерверками. Все это очень сложно осознать современному человеку, и уже тем более вместить в обычную выставочную витрину. Подготовка к самой церемонии всегда обходилась казне в целое состояние. Чего только стоили одни костюмы духовенства, императора и всевозможных сановников.

Впрочем, на петровской Руси обычаи и традиции сильно отличались от средневековых. И организаторы выставки постарались подчеркнуть этот момент. Специально для того чтобы полнее передать это отличие, было решено разделит две эпохи по разным зонам. Так, выставка о коронации последних Рюриковичей и первых Романовых проходит в Успенской звоннице, а о венчании на царствование императоров – в Патриаршем дворце. В обоих случаях центральными объектами экспозиции стали символы царской власти. Например, здесь можно увидеть три царских венца, включая знаменитую Шапку Мономаха и Шапку Мономаха второго наряда. Последняя была изготовлена для венчания Ивана и Петра Алексеевичей. Она стала точной копией первой шапки, но не получила того обилия украшений, которое свойственно первому венцу. Есть здесь и шапка царства Казанского.

Еще выставка предоставляет уникальный шанс вблизи рассмотреть скипетр и державу (на обозрение выставлены те же, что и в Оружейной палате, но в гораздо более удобной для созерцания витрине). К сожалению, выглядят первые коронации на выставке очень скромно и благочестиво. И дело не только во вкусах того времени, но и в специфике материала. Информации о допетровских временах до нас дошло крайне мало, так как тогда никто и не пытался сделать из коронации этакое медийное событие. За исключением «Книги об избрании на престол царя Михаила Федоровича» никаких других графических источников до нас не дошло. И только с приходом Петра в Россию пришло чисто западное понимание того, что коронация является во всех отношениях грандиозным событием. Тем не менее на сегодняшний момент, данная экспозиция является наиболее полной и интересной как с точки зрения религиозной, так и исторической.

 
 

Поделитесь с друзьями!