Известный богослов

Еще в конце XIX века известный богослов А. Гусев, полемизируя с Фейербахом, обвинявшим христианство в эгоизме, утверждал, что нравственность вообще не может быть никакой иной, кроме как личной, индивидуальной. Коллективная мораль существует постольку, поскольку имеет место мораль личная. «Если нравственно испорчены отдельные человеческие личности, отдельные человеческие индивидуумы, — писал А. Гусев, — то не может быть речи и о доброй коллективной или социальной нравственности. Отсюда заботиться человеку о своем нравственном возрождении и совершенствовании значит содействовать появлению или увеличению в мире людей добра и счастья»

Нравственное сознание, как и всякое другое, без сомнения, существует не вне отдельных индивидуумов, а в их головах. Но это отнюдь не дает оснований для вывода, к которому приходит богослов, заявляя, будто «коллективная нравственность» есть нечто производное от индивидуального сознания. Сознание личности не является только ее индивидуальным продуктом. Несмотря на известные особенности, которые могут быть присущи человеку, он всегда мыслит как сын определенной эпохи, определенного класса, общества. Сознание индивидуума складывается в зависимости от общественных условий, является по своей сущности, идейному содержанию выражением общественного, классового сознания.

 
 

Поделитесь с друзьями!