Культ мучеников, пострадавших за веру

Культ мучеников, пострадавших за веру, занимает немалое место в возрождаемом современной церковью прославлении святых угодников. Жития этих святых, особенно страдания мучеников первых веков христианства, таких, как сказочный Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Косм а и Дамиан, Екатерина и Варвара, расписываются на все лады служителями церкви. Между тем сонм мучеников, как это установлено исторической наукой, — в основном богословская спекуляция, которая была призвана при помощи возведения в систему отдельных частных случаев казни христиан в древнем Риме укрепить влияние церкви. Канонизация мучеников вовсе не считалась с их историчностью и действительными страданиями; подлинно исторические мученичества послужили лишь толчком для церковного мифотворчества2. Большинство гонений на христиан в первых веках нашего летоисчисления вымышлено, а характер гонений, имевших место, извращен богословами.

Православно-христианская концепция нравственного совершенствования человека через страдания получила своеобразное отражение в творчестве Ф. М. Достоевского. Идейно-художественная позиция писателя, порожденная переходной, кризисной эпохой замены феодально-крепостнических отношений в России отношениями капиталистическими, была очень противоречивой. В ней горячее сочувствие к угнетенным и оскорбленным сочеталось с реакционными, мистическими мотивами.

 
 

Поделитесь с друзьями!