На основании евангельской проповеди

Но разве, мол, можно представить себе христианина, который не сделал бы на основании евангельской проповеди о равенстве вывода о том, что равенство и рабство несовместимы? Такой вывод из Евангелия делали различные народные движения прошлого, в том числе и в России, революционные идеалы которых в силу их незрелости не выходили за рамки демократически понятого христианства. Официальная церковь подавляла эти «еретические» движения жесточайшим образом. Выводы этой церкви насчет равенства людей на земле были совершенно другими: «.христианство сглаживает всякое различие общественное не в отношении к этой земной жизни, к человеку, но в отношении к богу». Главным достоинством христианской идеи равенства богословы считали то, что она «не может принести никаких общественных беспорядков, возмущений, страшных народных революций.»2. Именно за это ее и ценили эксплуататорские классы и освящавшая их господство церковь.

Христианская проповедь равенства, полагая причину социальной несправедливости в греховной испорченности человеческой природы, направляет внимание людей не на изменение, улучшение условий их общественного бытия, а на совершенствование их «души». Протоиерей А. Смирнов в статье, помещенной в «Журнале Московской патриархии», пишет, что Христос вообще не касался вопросов политики, права, экономики, предоставляя решение их «свободе человека».

 
 

Поделитесь с друзьями!