Один из защитников православия

Этот протест, противоречивший идейным установкам писателя, был так силен, что церковь и ее приверженцы пытались противопоставить ему соответствующую контраргументацию. Один из защитников православия, мракобес В. В. Розанов поучал Ф. М. Достоевского, что с истинно церковной точки зрения в страданиях детей нет ничего невыносимого для человеческой мысли и совести, что эти страдания «при более строгом взгляде на первородный грех» справедливы и полезны. «Всякий раз, когда мы испытываем какое-нибудь страдание, — писал В. В. Розанов, — искупляется часть нашей виновности, нечто преступное выходит из нас, и мы ощущаем свет и радость, становимся более высокими и чистыми. Всякую горесть должен человек благословлять, потому что в ней посещает его бог. Напротив, чья жизнь проходит легко, те должны тревожиться воздаянием, которое для них отложено»2. Против этой жестокости и бесчеловечности христианства как раз и бунтовал Ф. М. Достоевский устами Ивана Карамазова!

Православие использовало и использует в своих целях слабые стороны идейного наследства Ф. М. Достоевского. Но атеистические идеи в творчестве знаменитого русского писателя, в произведениях которого аргумента ция противников религии постоянно берет верх над доводами ее сторонников, служат сильным оружием в борьбе за освобождение масс от религиозных предрассудков.

 
 

Поделитесь с друзьями!