Православно-христианское учение о совершенствовании человека

Православно-христианское учение о совершенствовании человека посредством страданий его зиждется на совершенно антинаучном основании, противоречащем всем данным исторической практики. Оно основано на так называемом «внутреннем законе», отвергающем роль социальной среды в формировании и развитии личности. Согласно этому закону, никакие социальные изменения не могут преодолеть зла, таящегося в самой природе человека; очищение от зла возможно только через страдание. Поэтому ревнители христианской веры в страдании видят фактор исторического прогресса. Известный дореволюционный богослов епископ Алексий писал, что «страдания — великий стимул прогресса; избегать их. это значит намеренно тормозить движение вперед человечества» . Марксистская наука дает совсем иную оценку страданиям и идеализации их церковью: «.своей проповедью терпения и прощения в страданиях. христианство, — указывал А. Бебель, — отклоняло человечество от его цели — совершенствоваться во всех отношениях, стремиться к высшему развитию, радоваться и наслаждаться уже достигнутыми благами»2. Культ страданий примирял людей с социальным злом, снимал с господствующих эксплуататорских классов ответственность за бедствия и лишения масс.

Коммунистическое мировоззрение ниспровергает теоретическое основание церковной идеализации страданий — пропаганду независимости внутреннего мира личности от социальных отношений.

 
 

Поделитесь с друзьями!