Снисходительность и ненасилие

Всеобщая любовь исключает всякое чувство ненависти, всякую мысль о сопротивлении насилию; она внушает всепрощение, снисходительность и ненасилие. В статье, посвященной специально вопросу о любви к ближнему, протоиерей А. Ветелев

разъясняет, что «любовь божья, милуя и ущедряя человека, требует от него никого не обижать, не обманывать, ни с кем не ссориться и не враждовать. Она зовет его прощать обидчика, мириться с врагом и милосердствовать нуждающимся» . Следует отметить, что все это относится к людям одной и той же веры, поскольку ближний, которого полагается любить как самого себя, — это «брат во Христе». Человек, исповедующий другую религию или порвавший с ней вообще, не может быть ближним .

Принцип всеобщей любви, эта «основная заповедь Евангелия», считается церковниками специфически христианским, новозаветным принципом, отличающимся от жестоких ветхозаветных норм в отношениях между людьми. В Нагорной проповеди мифический Христос отмежевывается от морали Ветхого завета: «Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб». А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Однако в той же Нагорной проповеди содержатся заявления о том, что христианство не отменяет ветхозаветных правил, не нарушает старый «закон или пророков».

 
 

Поделитесь с друзьями!