Третий элемент «богопознания»

Третий элемент «богопознания»— религиозное мышление — объединяет и обобщает данные религиозного опыта и создает на этой основе «систему религиозного ведения», которая «удовлетворяет потребностям живого религиозного чувства и философского умозрения» и «не противоречит выводам современной эмпирической науки».

Мистический процесс «богопознания» на самом деле не имеет ничего общего с познанием. Познание есть отражение объективной действительности в сознании человека. Это отражение включает в себя не только непосредственное восприятие органами чувств внешнего мира, но также теоретическое обобщение данных чувственного опыта, проникновение в сущность явлений. Что касается «богопознания», то оно не связано с объективной действительностью и отражением ее в человеческом сознании. Исходным пунктом его является слепая вера в существование бога. Так называемый религиозный опыт не дает ничего нового по сравнению с этой верой в бытие божье. Данные религиозного опыта, наподобие «видений бога», призванные, по мысли богословов, доказать существование сверхъестественных сил, являются результатом рас

стройства нервной системы на религиозной почве и не говорят в пользу «невидимого мира». Сколько бы ни «обобщали» церковники данные этого опыта, они, вопреки утверждению А. Ведерникова, несовместимы с выводами современной науки.

Православие руководствуется традиционным положением о превосходстве смиренной веры над дерзновенным разумом.

 
 

Поделитесь с друзьями!