Хвала, и честь, и благодарение

В ход были пущены все эпитеты, которые могут принизить человека. «Единому богу дарующему подобает всякая хвала, и честь, и благодарение» — читаем в одной дореволюционной православной книге. Человек же — «тварь убогая, немощная, нагая, страстная, заблуждающаяся, подверженная всяким злополучиям, окруженная всякими бедами, трава, сено, пар, на мгновение являющийся и быстро исчезающий». Никаких нравственных достоинств за человеком не признается, так как признать их — значит принизить всемогущего творца «видимого и невидимого мира».

Современные деятели православного христианства более осмотрительны в оценке достоинств человека. Они учитывают, что советское общество прославляет величие народа и человека. Не промысл божий, а народ создает все материальные и духовные блага на земле, переделывает лик нашей планеты, покоряет земные стихии. Но величие народа есть и величие человека. Человек — высшая из всех ценностей, существующих в мире; в этом основа основ коммунистического гуманизма. Поэтому православное духовенство иногда пытается смягчить противоположность бога и человека. Эти робкие попытки выражаются в утверждении о том, что бог, будучи все- могущим, и человека наделил чертами могущества: человек — хозяин природы, он владеет многими ее тайнами, преобразует ее и т. п.

 
 

Поделитесь с друзьями!