Достойные внимания «точки соприкосновения»

Ф. Энгельс указывал на достойные внимания «точки соприкосновения» первоначального христианства с рабочим движением3. А. В. Луначарский отмечал перекрещивание христианства и коммунизма в некоторых исторических  «Перекрещивание» относится не к господствовавшей в условиях рабовладельческого, феодального и капиталистического обществ религиозной системе, а к христианству, находившемуся в оппозиции к существовавшему общественному строю.

«Точки соприкосновения» первоначального христианства и научного коммунизма не устраняют коренных принципиальных расхождений между ними. Представления не видевших никакого реального пути к своему освобождению первых христиан о царстве божьем на земле были связаны с упованиями на сверхъестественное избавление. Демократические чаяния масс, связанные с требованиями свободы, равенства, взаимопомощи, труда и т. п., получили искаженно-фантастическую религиозную форму. Надежды угнетенных на лучшую жизнь не вылились в определенную практическую революционную программу ликвидации эксплуататорского строя и замены его строем социалистическим.

Нет основания считать, что демократические идеалы, зафиксированные в новозаветных текстах, были впервые выдвинуты христианством. Идеал справедливого общественного устройства возник задолго до христианства.

 
 

Поделитесь с друзьями!