Епископ Гурий

«Способ нашего спасения, каким он совершается, — комментирует епископ Гурий (Егоров) магистерскую диссертацию патриарха Сергия «Православное учение о спасении», — не внешний, не внешне-судебный, не магический, а внутреннее развитие, постепенно совершающееся в человеке действием благодати божьей. Человеку предстоит совершать свое опасение, ибо без собственных усилий никто спастись не может».

Апелляция к индивидууму характерна для всей истории русской православной церкви. Первые деятели православия, связывавшие нравственное богословие с социальным вопросом, пытались прикрыть его индивидуалистический дух. И. Л. Янышев писал, что, спасаясь в условиях земной жизни, человек «находится уже в общественном союзе, принадлежит семье, племени, сословию, народу». В. И. Эхземплярокий утверждал, что этика Евангелия не индивидуалистична, а социальна. «Нет ничего более чуждого духу Евангелия, чем индивидуализм»,— писал он. Подобные заявления выражали частное мнение богословов и не представляли собой общецерковной точки зрения, пока под влиянием исторических обстоятельств не началась активная перестройка православия на социальный лад.

Под натиском времени богословы вынуждены «примирять» индивидуалистическую концепцию спасения с господствующими в социалистическом обществе идеями и практикой коллективизма и социального служения человека.

 
 

Поделитесь с друзьями!