Ересь монтанистов

Расправившись с ересью монтанистов, требовавших возврата к первоначальному христианству и ожидавших в скором времени сошествия на землю небесного Иерусалима для воцарения справедливости, христианская церковь окончательно распрощалась с идеен тысячелетнего царства на земле.

Раннехристианский хилиазм стал идейной опорой еретических движений. Табориты, анабаптисты, сторонники Т. Мюнцера идею тысячелетнего царства божьего на земле связывали с борьбой народа за социальное освобождение. Социальная ересь Феодосия Косого, являющаяся вершиной развития русского реформационного движения, выступала за преобразование общественной жизни, которое должно было привести к устроению царства божьего на земле, без частной собственности и «порабощения человека К Опираясь на авторитет «священного писания», еретические движения нередко свободно, применительно к обстоятельствам места и времени, толковали библейский хилиазм.

Идея царства божьего в его земном осуществлении — ведущая идея русского религиозного обновленчества. Особенно резко она сформулирована у В. С. Соловьева. Согласно теократическому идеалу В. С. Соловьева, весь мир, как уже отмечалось, должен стать царством Христовым, которому надлежит осуществиться не только на небе, но и на земле.

 
 

Поделитесь с друзьями!