Исторический институт

Критикуя богословие как систему и церковь как исторический институт за неприятие революции, теоретики и пропагандисты «богословия революции» считают социальным и революционным раннее христианство. Профессор-протоиерей В. М. Боровой, объявив социальную практику исторической церкви противоречащей «социальной традиции раннего христианства и великих отцов церкви», подчеркнул, что «откровенная религия в Израиле и в новозаветной церкви была сначала социальной и революционной, прежде чем стала личной и статичной».

Раннее христианство, возникнув как религия угнетенных слоев римского общества, заключало в себе элементы демократизма. Ф. Энгельс отмечал, что первоначальное христианство отличалось здоровым стремлением к мести римским властям. На демократически-революционный дух первоначального христианства указывал В. И. Ленин. Бунтарская струя первоначального христианства, протестовавшего против социального гнета и нашедшего свое выражение в «Откровении» Иоанна, искала выход в земной жизни, хотя и не без вмешательства сверхъестественных сил. Впоследствии бунтарская и «паулинистская» линии слились в раннем христианстве, перенесшем надежды на освобождение в сферу загробного царства.

Говорить о революционном характере раннего христианства можно лишь в очень ограниченном смысле.

 
 

Поделитесь с друзьями!