Известный историк христианства А. Гарнак

Не учитывая эволюции восточной ветви христианства, известный историк христианства А. Гарнак считал, что греко-православная церковь более чем за тысячелетие (со времени вселенских соборов) ни в чем не изменилась.

Преодолеть феодально-крепостнический характер православия, сообразовать его с потребностями капиталистического развития России и, таким образом, вывести его из того паралича, о котором писал Ф. М. Достоевский, — эту задачу ставили перед собой представители дореволюционного религиозного реформаторства. Реализация программы церковного обновления, разработанная ими, означала бы своего рода русский вариант реформации.

Ту же задачу, хотя и на иной социальной основе, пытались решить обновленцы послереволюционного периода. Когда А. И. Введенский заявлял о необходимости

перестройки православного христианства «соответственно веку радио и Дарвина, социальных проблем и Эйнштейна», то объективно это был призыв придать русскому православию мобильный характер, свойственный западным направлениям христианства. Обновленческое движение 20—30-х годов в основном сформулировало, как уже сказано, основные требования приспособления религии и церкви к условиям социалистического общества.

 
 

Поделитесь с друзьями!