Место человека в историческом процессе

Определяя место человека в историческом процессе, православие выступает как против сформулированного Кальвином абсолютного предопределения, когда бог еще до сотворения мира одних людей предназначил к спасению, а других к погибели, так и против выдвинутого Пелагием положения об абсолютной воле человека, способного своими силами, без божьей помощи достигнуть спасения. Оно следует средней линии, в целом придерживаясь точки зрения Августина — без его фаталистических крайностей. По учению восточной церкви, человек имеет частичную свободу выбора: добро отнесено за счет бога, а на дьявола взвалена ответственность за зло. Свобода воли означает лишь свободу выбора между любовью к богу и себялюбием, между праведностью и грехом. Она признается лишь как свобода грешить, как мотив, объясняющий возникновение зла в мире.

Грехопадение мифических прародителей, злоупотребивших своей свободой, христианство объявляет главным корнем зла. Поскольку грех, первоначально явившись актом свободы, стал необходимостью по дальнейшему своему развитию, этим подчеркивается наследственный характер ответственности и бремени греха. Учение о прирожденной греховности человека — ярчайший образец антигуманизма христианского мировоззрения.

 
 

Поделитесь с друзьями!