Невнимание к «субъективной стороне религии»

Невнимание к «субъективной стороне религии», научно-критическому рассмотрению религиозного комплекса, имеющего глубокие исторические, социальные и психологические корни, приводило этих деятелей к анархиствующему волюнтаризму, к административному нажиму и стремлению в «два счета» ликвидировать религию.

В середине 20-х годов с анархистско-радикалистской программой выступила группа атеистов, объединявшихся вокруг журнала «Безбожник у станка». Ограничивая антирелигиозную пропаганду сферой разоблачения классовой, эксплуататорской роли религии, группа называла критический анализ философско-нравственного аспекта религии «схоластическим спором»2, а историческую критику религии и церкви — «копанием в доисторических древностях»3. Она не придавала никакого значения эволюции религиозных организаций в социалистическом обществе и считала, что любой церкви, как политически враждебной Советскому государству, так и лояльной по отношению к нему, — одна цена4. Волюнтаризм и

максимализм журнала «Безбожник у станка» были отвергнуты Всесоюзным антирелигиозным совещанием 1926 г.

Однако эта ошибочная и вредная тенденция в теории и практике атеистической работы полностью не исчезла. Накануне и в период работы II съезда Союза воинствующих безбожников СССР (1929) М. Галактионов, А.Лунин, Бухарцев и другие вновь подняли вопрос о политическом наступлении на религию.

 
 

Поделитесь с друзьями!