Общеисторическая судьба религиозного реформаторства

В суждениях о невозможности церковного обновления в условиях социализма общеисторическая судьба религиозного реформаторства смешивается с его конкретными перипетиями на том или ином этапе развития нового общества. В общеисторическом плане, в масштабах коммунистической формации, которая в своем развернутом виде будет свободна от религиозных иллюзий, обречены на неудачу действительно все усилия религиозных реформаторов. Но на определенных стадиях развития нового общества религия и церковь приспосабливаются к создавшимся необычным для них условиям.

Особенности приспособления религии и церкви к условиям социалистического общества, рассмотренные на примере русского православия, распространяются и на другие, прежде всего крупные, религиозные объединения в СССР. В православной церкви эти особенности в силу специфичности ее положения выражены более резко, нежели, скажем, в христианском сектантстве.

Претендуя на широкий охват членов общества и рассчитывая на религиозное «большинство», православная церковь вынуждена более чутко реагировать на изменения в общественном организме и приспособляться к ним. Секта же представляет собой организацию религиозного «меньшинства», в силу чего ей свойственно с большей настойчивостью сопротивляться натиску времени и защищать свои исходные идейные позиции.

 
 

Поделитесь с друзьями!