Откровение божественной жизни на земле

По В. С. Соловьеву, «цель заключается в таком переустройстве всех общественных отношений, при котором человеческое общество становится воплощением всеединства, откровением божественной жизни на земле». Учение В. С. Соловьева о воплощении небесного в земном привлекало все последующие поколения православных реформаторов.

Внутрицерковная ветвь русского религиозного реформаторства, особенно обновленческое движение 20— 30-х годов, много занималась проблемой царства божьего, «объемлющего небо и землю». Христианство должно, по мнению Б. В. Титлинова, «соединить небо и землю, дать полное удовлетворение всех человеческих стремлений. Христианский процесс определенно предполагает, что за христианизацией личности следует христианизация общества и всей человеческой жизни, и только уже после, как продолжение, завершение и награда,— вечное царство небесное. Без царства божия на земле неполным было бы царство божие по ту сторону земной жизни.

Развернувшаяся со второй половины 50-х годов социализация русского православия привела к пересмотру официально-церковного идеала царства божьего. Считая невозможным ограничиться толкованием царства божьего только как потустороннего мира или внутреннего состояния человека, богословы и церковные проповедники постепенно начали свой основной идеал переносить с неба на землю.

 
 

Поделитесь с друзьями!