Поиски «социальной правды»

Стержнем обновленческой традиции русского православия были поиски «социальной правды». Славянофилы, Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев, неохристиане — все представители внецерковной ветви религиозного реформаторства на первое место выдвигали проблему реализации христианства в человеческих отношениях. Они дали критику официальной церковности, основанной на разрыве между религией и земными судьбами человечества. Известен резкий отзыв о русской православной церкви в сочинении В. С. Соловьева «Россия и вселенская церковь»: «Восточная. церковь в своем пустынническом аскетизме и в своем созерцательном мистицизме, в своем удалении от политики и всех общественных задач. желала прежде всего, как святой Кассиан, достигнуть рая без единого пятна на своей хламиде» К Любопытно, что «Журнал Московской патриархии» воспроизводит этот отзыв.

Социальная интерпретация христианства была главным пунктом церковного обновленчества в русском православии. Правда, на первом этапе обновленческого движения, связанном с революцией 1905—1907 гг., доминировали, как уже указано, политические, а не социальные сюжеты, тем не менее этот этап дал немало вариантов социальной перестройки православия. «Социализацией» религии занималась и «группа 32», и архимандрит Михаил (Семенов), и другие.

 
 

Поделитесь с друзьями!