Профессор Ленинградской духовной академии

Так именно поступил профессор Ленинградской духовной академии протоиерей Л. Воронов, выступая с докладом «Основы социальной этики с позиции православия в условиях советской действительности» на Всемирной конференции «Церковь и общество» в Женеве.

Высшей задачей человека православно-христианская традиция считает обретение личного духовного спасения, воссоединение нарушенного грехопадением общения с богом путем ухода от жизни, аскетизма, страдания.

Устремляя мысль человека к религиозно-нравственному совершенствованию, христианство провозглашает второстепенной его социальную деятельность. Общественная жизнь — это якобы лишь арена для искупительного подвига грешного человека. Духовное спасение личности является фокусом, в котором сходятся основные заботы «падшего» человечества.

Христианское учение о личном спасении глубоко индивидуалистично. Этот индивидуализм особенно резко проявляется в православии. Знаменитый спор о «филиокве» содержал кроме всего прочего различие в акцентах, делаемых западной и восточной церквами, на том или ином лице христианской троицы. Если на Западе стержнем веры был Христос, то Восток делал упор на третье лицо троицы — образ святого духа. Роль второго и третьего членов троицы различна: искупительная жертва Христа относится ко всем людям, а святой дух обращен к отдельному человеку.

 
 

Поделитесь с друзьями!