Раннее христианство

«Называть раннее христианство революционной, в точном смысле этого слова, идеологией, — замечал крупный историк христианства С. И. Ковалев, — можно было бы только в том случае, если бы оно являлось идеологией революционного класса. Между тем раннее христианство непосредственно отражало прежде всего идеологию и психологию массы неимущих и обездоленных — рабов, люмпен-пролетариев, мелких ремесленников, которые в I в., в обстановке ранней Империи, представляли дезорганизованную и охваченную депрессией массу. Эта масса была настроена анархически, стихийно отрицала существующий порядок вещей, в отдельных случаях ее недовольство могло прорваться в бунтарских выступлениях, но в целом не (была способна к революционной борьбе» Религиозная оболочка массовых движений снижала действенность народного протеста.

Критикуя историческую церковь как пленницу статического понимания раз навсегда утвержденного порядка на земле, «богословие революции» призывает христиан встать на сторону революции и создания нового, справедливого общества. Оно, утверждает профессор-протоиерей В. М. Боровой, отвергает прежние понятия о сакральности всякого статус-кво и считает, что христианин не вправе быть в стороне от революционных процессов в истории человечества.

 
 

Поделитесь с друзьями!