Современный переворот

Социалистическая революция, отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, представляет собой первый социальный переворот, не нуждающийся в религиозном прикрытии: «современный переворот отличается от всех предшествующих именно тем, что люди, наконец, разгадали тайну этого процесса исторических переворотов и поэтому они, вместо того чтобы снова обожествлять этот практический, «внешний» процесс в высокопарно-трансцендентной форме новой религии, отбросили всякую религию» К Крупный деятель нашей партии П. А. Красиков писал, что Советская власть не нуждается в том, в чем нуждался Наполеон, его буржуазная диктатура, т. е. в санкции церкви. Не социализм хочет укрепиться за счет обновления религии, а религия модернизируется, чтобы укрепиться в социалистическом обществе, — вот суть процесса, о котором идет речь.

Указанные обстоятельства не должны давать повода к недооценке эволюции религии в СССР и тем более к отрицанию всякой возможности церковных нововведений. Такие факты у нас были и есть. Бывший ленинградский митрополит обновленческой церкви Н. Ф. Платонов, после своего разрыва с религией в 1938 г. занимавшийся историей русской православной церкви XX в., объяснял провал обновленчества 20-х годов принципиальной невозможностью реформировать православие (и любое религиозное направление вообще) в советском обществе.

 
 

Поделитесь с друзьями!