Странное дело

«Странное дело,— говорил богослов, — когда заходит речь о социальном

обновлении, христиане начинают пятиться, уклоняясь от ответственности и борьбы, иной раз откровенно защищая социальный грех».

Подчеркивание необходимости социальных перемен идет на смену традиционным утверждениям о ненужности и малосущественности изменений социальной структуры в связи с греховной испорченностью человеческой природы.

Православию, как и христианству в целом, присущ провиденциалистский взгляд на явления общественной жизни. Весь исторический процесс рассматривается им как проявление божественного промысла, результат попечения («промышления») бога, направляющего развитие общества по заранее предусмотренному плану. «В общем течении мировых событий, — пишет богослов Л. Гайдукевич; — мы видим общий разумный план, показывающий, что существует высшая воля, все направляющая <к одной определенной цели, подчиняя ей частные цели народов»2. Идея божьего промысла представляет собой религиозно-фантастическое отражение закономерности общественного развития, подавленности людей социальным гнетом, деспотизмом рабовладельческих и феодальных монархий.

 
 

Поделитесь с друзьями!