Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст

«Отцы церкви» Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, в трудах которых еще чувствуется дыхание «языческой» философии, в своем учении о человеке исходили из дуализма души («человек внутренний») и тела («человек внешний»), борющихся между собой с момента грехопадения Адама. В дальнейшем развитии православного богословия это учение усложнялось за счет введения понятий «личность», «природа» и др. Различая в человеке три начала — телесное, душевное (совокупность разума, воли и чувств) и духовное («образ божий»), церковники понимают личность как носителя духовного, божественного начала.

Личность рассматривается православием как независимая от внешних, социальных условий творческая пружина, демиург «богоподобного» человека. Следует согласиться с С. С. Слободянюком, что с точки зрения русского православия личность выступает «наподобие аристотелевской формы всех форм, задача которой — преобразовать природу, вернуть ей утраченное в акте грехопадения «подобие божие».

В реальной жизни человеческая личность формируется во взаимодействии с окружающей ее средой, в процессе своей практической деятельности. Духовное богатство личности выражает богатство ее связей с обществом, которые в условиях социализма крепнут и ширятся.

 
 

Поделитесь с друзьями!