Зарубежные «специалисты по России»

Зарубежные «специалисты по России» неоднократно касались идеологической позиции православия в 30—40-х годах. В определенных ситуациях, отмечает Р. Штупперих, «для церкви было предпочтительнее утверждать, что она не причисляет себя к какой-либо политической или социальной системе». Русское православие, только что пережившее крушение эксплуататорского строя, которому оно служило верой и правдой, встало на этот путь.

Со второй половины 50-х годов оно вступает в новый период — период социального истолкования своего учения. С опозданием более чем на полвека против западного христианства русская церковь начала осторожную, сопровождавшуюся зигзагами и рецидивами прошлого ломку старых традиций. В 1961 г. протоиерей И. Благовещенский подготовил в Ленинградской духовной академии сочинение «Цель и смысл жизни по Евангелию». Изложив материал темы в основном в духе социального христианства, богослов вместе с тем заявлял, что «Христос-спаситель приходил на грешную землю не с социальной программой преобразования внешнего мира, а с проповедью царства божия — устроения внутреннего мира и обновления души человека. Христос не был вершителем блестящих дел, записанных в летописях народов. Он не был завоевателем, не имел высокой государственной и общественной должности, не участвовал ни в каких политических событиях, не прославился в науке и искусстве, даже не писал никаких книг». Нечто подобное можно было наблюдать н в выступлениях доцента Ленинградской духовной академии А. Ф. Шишкина.

 
 

Поделитесь с друзьями!