Читал он внимательно и «жития святых»

Скворцов-Степанов прекрасно знал так называемое «священное писание», библию, евангелие.

Читал он внимательно и «жития святых». Верующим он сумел показать, какой обман заключается в так называемых «житиях святых» и других подобных поповских литературных «трудах». Его небольшая книжечка «Благочестивые размышления об аде и рае, бесах и ангелах, грешниках и праведниках, и о путях к спасению» является одним из лучших народных произведений.

Эта его работа напоминает лучшие книги французских просветителей XVIII века. Ее можно сравнить с лучшими работами известного французского марксиста писателя Поля Лафарга.

Скворцов-Степанов, рассказывая о житии святителя Николая, раскрывает эксплуататорский смысл этого жития.

Он вскрывает поповский обман в разного рода рассказах об аде и рае и об его обитателях. Он дает этим рассказам марксистское, материалистическое истолкование.

Перед нами проходят Николай Чудотаорец, Нифонт, Василий Новый, Георгий Победоносец и другие святые.

И, рассказав об их жизни, вскрыв смысл поповских сказок об их святости, Скворцов-Степанов заканчивает: «Ваши святые — не мои герои, не мой идеал. Им суждено погибнуть вместе с вашим миром: с его богом, его ангелами и его дьяволами, — со всеми этими призраками, страхом перед которыми угнетатели хотели держать угнетаемых в покорности».

И после этого Скворцов-Степанов подводит всему рассказанному итог в главе «Почему падает вера и нарастает безверие».

 
 

Поделитесь с друзьями!