Когда ребенок делает что-нибудь

Для ребенка это не какое-то отвлеченное понятие о где-то существующем далеком боге, а это для него есть существо, которое видит его поступки, которое может его наградить, может и наказать. Когда ребенок делает что-нибудь, что родителям не нравится, они указывают ему на этого самого бога в углу и говорят: вот боженька тебя накажет.

И в сознание ребенка врезывается представление о том, что есть такой боженька, который висит там где-то в углу, что он следит за каждым его шагом, за каждым его поступком и может наказать, может и осчастливить. Ребенок не имеет никакого понятия о государстве, не имеет никакого понятия о том, как управляется данная страна, какие существуют и какие должны существовать взаимоотношения между людьми, но ему уже навязали представления о боге, иногда о матери божьей, сыне божием, об ангелах и святых и других атрибутах религиозного мышления. Этот багаж, который ребенок получает не в школе, а в семье, закрепляется тысячью разных впечатлений, разнообразных религиозных обрядов, молебствий, праздничных обрядов.

Это у него связывается, или, как говорят, ассоциируется, иногда с вкусными вещами, которые в те или иные религиозные праздники готовятся. С этими представлениями он приходит в школу.

Учителю приходится иметь дело именно с этим мышлением ребенка, которое бывает довольно трудно переделывать.

 
 

Поделитесь с друзьями!