Маркс и Энгельс показали

Религиозные системы апеллируют к совести человека как вечной идее, прирожденной человечеству. Маркс и Энгельс показали, что и эта категория сознания — не врожденная, а производная от условий жизни человеческого общества. По поводу процесса Готшалька22 (в декабре 1848 г. ) Маркс писал, что классовый суд над Готшальком и его товарищами, выступившими открыто против привилегированного класса и буржуазной государственной власти, неизбежно обрекал на осуждение этих людей. «Но совесть присяжных, — возразят нам, — совесть, можно ли требовать большей гарантии?

Ах, шоп dieu, совесть зависит от знаний и от всего образа жизни человека.

У республиканца иная совесть, чем у роялиста, у имущего— иная, чем у неимущего, у мыслящего — иная, чем у того, кто неспособен мыслить. У человека, у которого нет другого призвания к тому, чтобы стать присяжным, кроме ценза, и совесть цензовая. «Совесть» привилегированных — это ведь и есть привилегированная совесть».

Буржуазия объявляет неприкосновенной свою собственность, свою семью, свою религию.

Нет такого насилия над чужой собственностью, нет такой гнусности по отношению к чужой семье, нет таких преград в преследовании чужой религии, перед которыми бы смутилась «совесть» той или иной группы буржуазии, если это ей выгодно.

 
 

Поделитесь с друзьями!