Напрасно вы приводите текст молитв

«... Будет ли несправедливо предположить, что все наше духовенство, в лице своих представителей, при изменившемся сверху режиме, так же будет славословить государя конституционного, как славит оно теперь самодержавного». (Как все это оправдалось впоследствии! — Ем. Я. )«Напрасно вы приводите текст молитв, которые духовенство возносит за царя, — этот набор слов на тарабарском наречии, ни в чем никого не убеждает... прикажут, и напишете молитвы втрое длиннее и более выразительней».

Тогда, в 1901 г., такие речи были необычны.

Они предвещали революционную грозу.

Они знаменовали тогда еще глухой подземный ропот против, полицейской роли духовенства, они только намечали постановку вопроса о свободе совести. Разрешить же вопрос дано было только пролетарской революции.

В этом отношении наша революция попутно доделала то дело, которое должна была бы сделать всякая последовательная демократическая революция. Наша заслуга, однако, не в этом, а в том, что мы не остановились на декретировании свободы совести « отделении церкви от государства и церкви от школы.

Наша заслуга в том, что мы эту свободу совести проводим на деле, в то же время борясь против религиозного обмана, против «религиозного опиума, оглупляющего народ» (слова-В.

И. Ленина).

 
 

Поделитесь с друзьями!