Раб же тот

Для того чтобы крестьяне не вздумали сбросить господство князей, бояр, помещиков, церковь им говорила: неприлично рабу господствовать над князьями.

И еще: «От трех трясется земля, четырех она не может носить: раба, когда он делается царем... и служанку, когда она занимает место госпожи своей» (притчи Соломона, XXX, 21—23). Раб должен целиком повиноваться воле своего господина. А если он не повинуется, тогда законно и телесное наказание с точки зрения христианской религии: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много» (Лука, XII, 47).

А господам, помещикам, боярам, князьям христианская религия дает такой совет: [приставь раба к делу и] «если он не будет повиноваться, наложи на него тяжкие оковы».

Раба можно было даже убивать. И когда при крепостном праве раб убивал помещика, то раба подвергали смертной казни, а помещик, убивший раба, этого наказания не нес; духовенство это оправдывало евангельскими словами: «Всякое дерево, нз приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Матфей, III, 10). Можно было бы привести бесчислен-ное множество и других евангельских и библейских текстов (т. е. выдержек), посредством которых духовенство оправдывало рабское состояние народа.

Оно верно служило царям, помещикам, капиталистам.

Царское самодержавие оно укрепляло всеми мерами: «Бога бойтесь, — говорило духовенство, — царя чтите» (первое послание Петра, II, 17).

 
 

Поделитесь с друзьями!